Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Профиль: Информационно-измерительная техника и технологии

12.04.01  Приборостроение.pptx

 

Общие положения

 

Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая ФГБОУ  ВПО «Казанский государственный энергетический университет» по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» и профилю подготовки «Информационно-измерительная техника и технологии», разработанная выпускающей кафедрой «Информатика и информационно-управляющие системы» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом  с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:  учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

 

Цель (миссия) ООП магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение»

Основная образовательная программа магистратуры является программой второго уровня высшего профессионального образования.

Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование:

• общекультурных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;  

• профессиональных компетенций для проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

 

Срок освоения основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» по очной форме обучения согласно ФГОС ВПО составляет 2 года.

 

Требования к абитуриенту: Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста, желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.

 

Область профессиональной деятельности магистров включает исследования, разработки и технологии, направленные на создание и эксплуатацию информационно-измерительных систем, предназначенных для получения, регистрации и обработки информации об окружающей среде, технических и биологических объектах.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются информационно-измерительные системы, используемые в различных областях практической деятельности, прежде всего, в энергетических отраслях промышленности.

 

Магистр по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- проектная;

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская.

 

Магистр по направлению 200100 «Приборостроение» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем магистерской программы.

 

Проектная деятельность:

• осуществление проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода;

• анализ технического задания и задач проектирования приборов на основе изучения технической литературы и патентных источников;

• участие в разработке функциональных и структурных схем приборов с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

• проектирование и конструирование типовых деталей и узлов с использованием стандартных средств компьютерного проектирования, проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкций приборов;

• составление отдельных видов технической документации, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;

 

Производственно-технологическая деятельность:

• организация технологической подготовки производства приборных систем различного назначения и принципа действия;

• проведение экспериментальных исследований по анализу и оптимизации характеристик специальных материалов, используемых в приборостроении;

• разработка технических заданий на проектирование отдельных узлов приспособлений и оснастки, предусмотренных технологией;

• обеспечение метрологического сопровождения технологических процессов производства приборов и их элементов, использование типовых

• методов контроля характеристик выпускаемой продукции и параметров технологических процессов;

• разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов и заготовок, выбор типового оборудования и предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;

• разработка типовых технологических процессов технического обслуживания и ремонта приборов с использованием существующих методик;

 

Научно-исследовательская деятельность:

• определение и формулировка цели, постановка задачи, выбор методов исследования в области приборостроения на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;

• выполнение математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;

• разработка отдельных программ и их блоков, их отладка и настройка для решения задач приборостроения, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля приборов и систем, а также технологий их производства;

• проведение измерений и исследований по заданной методике с выбором средства измерений и обработкой результатов;

• составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, сбор данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

• выполнение наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах приборостроительного профиля;

 

Организационно-управленческая деятельность:

• организация деятельности производственного коллектива, принятие организационно-управленческих решений в условиях различных мнений и оценка последствий принимаемых решений;

• установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов приборов и систем при изготовлении;

• планирование размещения технологического оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузка оборудования по действующим методикам и нормативам;

• осуществление технического контроля производства приборов, включая внедрение систем менеджмента качества;

• контроль соответствия технической документации разрабатываемых проектов стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

• подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационно-управленческих решений на основе экономического анализа.

 

Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

 

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 

а) общекультурными компетенциями (ОК):

способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

способность адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-7).

 

б) профессиональными компетенциями (ПК):

- общепрофессиональными:

способность использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1);

способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (ПК-2);

способность осознать основные проблемы своей предметной области, определить методы и средства их решения (ПК-3);

способность профессионально эксплуатировать современное оборудование и приборы (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-4);

способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК-5);

способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6);

- проектная деятельность:

способность осуществлять проектную деятельность в профессиональной сфере на основе системного подхода (ПК-7);

готовность анализировать состояние научно-технической проблемы и определять цели и задачи проектирования приборных систем на основе изучения мирового опыта (ПК-8);

способность проводить патентные исследования с целью обеспечения, патентоспособности проектируемых изделий (ПК-9);

способность проектировать приборные системы и технологические процессы, с использованием средств автоматизации проектирования и опыта разработки конкурентоспособных изделий (ПК-10);

готовность проводить технико-экономические обоснования принимаемых технических проектных решений (ПК-11);

способность принимать решения по результатам расчетов по проектам и результатам технико-экономического анализа эффективности проектируемых приборных систем (ПК-12);

способность оценить уровень показателей качества и инновационные риски коммерциализации проектируемых приборных систем (ПК-13);

готовность разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию на объекты приборостроения, а также осуществлять системные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-14);

- производственно-технологическая деятельность:

способность организовать технологическую подготовку производства приборных систем различного назначения и принципа действия (ПК-15);

способность разрабатывать методики проведения теоретических и экспериментальных исследований по анализу, синтезу и оптимизации характеристик материалов, используемых в приборостроении (ПК-16);

готовность разрабатывать и внедрять новые технологические процессы с использованием гибких автоматизированных систем и оценивать экономическую эффективность и инновационно-технологические риски при их внедрении (ПК-17);

способность организовать современное метрологическое обеспечение технологических процессов производства приборных систем и разрабатывать новые методы контроля качества выпускаемой продукции и технологических процессов (ПК-18);

готовность решать экономические и организационные задачи технологической подготовки производства приборных систем и выбирать системы обеспечения экологической безопасности производства (ПК-19); научно-исследовательская деятельность:

способность сформулировать цели, определить задачи, выбрать методы исследования в области приборостроения на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации (ПК-20);

способность построить математические модели анализа и оптимизации объектов исследования, выбрать численные методы их моделирования или разработать новый алгоритм решения задачи (ПК-21);

готовность выбрать оптимальные методы и разработать программы экспериментальных исследований и испытаний, провести измерения с выбором современных технических средств и обработкой результатов измерений (ПК-22);

способность разработать и провести оптимизацию натурных экспериментальных исследований приборных систем с учётом критериев надёжности (ПК-23);

способность подготовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-24);

способность использовать результаты научно-исследовательской деятельности и пользоваться правами на объекты интеллектуальной собственности (ПК-25);

организационно-управленческая деятельность: способность к организации работы коллективов исполнителей, к принятию организационно-управленческих решений в условиях различных мнений и оценке последствий принимаемых решений (ПК-26);

готовность находить оптимальные решения при создании наукоёмкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности, безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности (ПК-27);

способность организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборных систем и их элементов (ПК-28);

способность адаптировать системы управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-29);

способность осуществлять поддержку единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-30);

способность к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-31).

 

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-производственная, научно-исследовательская, педагогическая.

Научно-производственную практику студенты проходят на предприятиях с которыми заключены договора: Интинский филиал "Энергосбыт" АЭК "Комиэнерго", РУП "ПО "Татсельэнерго", ОАО "Башкирэнерго", ОАО "Удмуртэнерго", Энергетическое коммунальное унитарное предприятие тепловых сетей (г.Набережные Челны), ООО "Энергострой", ОАО "Пермэнерго", ООО "Электроинжиниринг", РПО "Таткоммунэнерго" ДПГУ Нижнекамские ГЭС, КФ ОАО "Электропроект", РПО "Таткоммунэнерго" ДПГУ Зеленодольское ПТС, ОАО "КАМАЗ", ОАО "Нижновэнерго" филиал "Энергосбыт" Сергачское отделение, ОАО "Татэнерго", ООО ИЦ "Энергопрогресс", ООО "КЭР-Инжиниринг", ООО "Промэлектро".

Научно-исследовательская практика проводится под руководством руководителей магистерских диссертаций.

Педагогическая практика проводится на кафедре «Информатика и информационно-управляющие системы» КГЭУ.

 

Фактическое ресурсное обеспечение ООП магистратуры по направлению

 

Реализация ООП магистратуры обеспечивается научно-педагогическими кадрами:

• процент научно-педагогических кадров, имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающихся научной и (или) научно-методической деятельностью – 89%;

• доля преподавателей, в процентах, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП – 86 % ;

• в том числе, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора – 24,2 % ;

• доля преподавателей, в процентах, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по профессиональному циклу, из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений – 5 % (по ФГОС ВПО – не менее 5%);

• число преподавателей, из общего количества преподавателей, не имеющих ученую степень и (или) ученое звание, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, имеющих стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет – 0 чел.  

 

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение», профиля подготовки «Информационно-измерительная техника и технологии» обеспечивается:

•  литературой библиотечного фонда университета и выпускающей кафедры;

•  учебно-методической документацией по дисциплинам ООП в библиотеке и на кафедрах университета;

•  доступом к электронно-библиотечной системе, с возможностью индивидуального доступа каждого обучающегося, содержащей издания учебной, учебно-методической и другой литературы;

•  проведением занятий в интерактивной форме (лекции, лабораторные работы).

 

Основное материально-техническое обеспечение образовательного процесса при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 200100 «Приборостроение», профиля подготовки «Информационно-измерительная техника и технологии» обеспечивается выпускающей кафедрой  «Информатика и информационно-управляющие системы». В составе кафедры имеются следующие учебные лаборатории и специализированные аудитории:

•  Аудитория Г-314 оборудована 10 компьютерами и проектором. В ней проводятся занятия (лекции, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы) по дисциплинам «Информационные технологии в приборостроении», «Современные интеллектуальные датчики и их применение», «Технологии автоматизации измерений на основе перспективных систем комплексной автоматизации измерений и сбора данных» и др. На всех компьютерах установлено лицензионное системное и прикладное программное обеспечение Windows, Microsoft Office, LabView, Visual Basic.

• Аудитории Г-320 (8 ПК), Г-321 (7 ПК), Г-323 (7 ПК). В этих аудиториях проводятся лабораторные работы по дисциплинам «Современная компонентная база и схемотехника измерительных устройств» и др.  На всех компьютерах установлено лицензионное системное и прикладное программное обеспечение Windows, Microsoft Office, LabView, VisualBasic, MySQL Server, MySQL Query Browser.

• Аудитория Г-328. Проводятся практические и лабораторные работы по дисциплине «Технологии автоматизации измерений на основе перспективных систем комплексной автоматизации измерений и сбора данных». Аудитория оснащена учебным программно-аппаратным комплексом Elvis, Multisim.

 

 

Характеристика среды вуза,  обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников

 

В Казанском государственном энергетическом университете созданы оптимальные условия для реализации воспитательных задач образовательного процесса. Целями внеучебной воспитательной работы является формирование целостной, гармонично развитой личности, воспитание патриотизма, нравственности, физической культуры, формирование культурных норм и установок у студентов, создание условий для реализации творческих способностей студентов, организация досуга студентов.

В университете эффективно работают студенческие общественные объединения: профсоюзная организация студентов и аспирантов; союз студентов и аспирантов; студенческие советы в институтах, общежитиях, на факультете; союз иностранных студентов. Ведут активную деятельность штаб студенческих отрядов, студенческий правоохранительный отряд, студенческий социальный отряд «Забота», интеллектуальный клуб.

В университете применяются индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной работы: индивидуальная работа преподавателя со студентом и его родителями, проведение групповых собраний, экскурсии, организация соревнований, конкурсов, фестивалей. Важную роль в воспитательном процессе играют массовые корпоративные мероприятия: «День знаний» (1 сентября), фестиваль «День первокурсника», «Неделя спорта КГЭУ», «День энергетика», всероссийский фестиваль «Между Волгой и Уралом», «Дня студента», Кубок ректора по лыжным гонкам, фестиваль «Зимушка-зима», всероссийский фестиваль «Энергия рока», фестиваль «Студенческая весна».

Важное место в стимулировании кооперативных форм межгруппового взаимодействия занимаю публичные лекции  для студентов университета руководителей ведущих предприятий энергетики города и встречи с представителями политических, промышленных, деловых и культурных элит. Большое социальное значение имеет ежегодная акция по сдачи донорской крови «Подари сердце людям».

В студенческом клубе университета работают студенческий театр «Сдвиг по Фазе», театр современного танца «Кристалл», студия современного танца «Релакс», студия народного танца «Дуслык», хоровая акапэлла «Ренесанс», студия хора «Энергойолдызлары», студия вокала Д. Вагаповой, студия «Барабанщицы», клуб веселых и находчивых. Все подразделения являются призерами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В клубе регулярно занимаются около 300 студентов.

Ежегодно в КГЭУ проводится более 30 спортивно-массовых студенческих событий, в том числе «Неделя спорта КГЭУ», Кубок ректора по лыжным гонкам, Спартакиада энергетических вузов России. Ведут работу 20 спортивных секций под руководством высококвалифицированных тренеров.

Ведется плодотворная работа по социальной поддержке студентов, по которой в соответствии с установленным законодательством оказывается целевая комплексная помощь таким категориям студентов, как сироты, студенты-инвалиды, студенты-родители, беременные студентки и т.д.

Для иногородних студентов имеются два благоустроенных общежития (общая площадь – 12 851 кв.м.), где проживают 1 274 студента. Развита сеть пунктов общественного питания на 252 посадочных места: буфеты, столовые. Функционирует учебный спортивно-оздоровительный лагерь «Шеланга» на 300 койко-мест.

В вузовском информационном пространстве функционируют: видеостудия; студенческие газеты «Во», «Паблисити», «Жестъ»; студия «Энерго-ТВ»; официальный сайт «kgeu.ru»; студенческий сайт «energouniver.ru»; страницы в социальных сетях.

 

В университете разработана система поощрения студентов. Формами поощрения за достижениями в учебной и внеучебной деятельности студентов являются:

- повышенные стипендии;

- именные стипендии: Президента и правительства РФ, Президента РТ, стипендии и гранты администрации г. Казани, стипендии российских и международных предприятий энергетической отрасли;

- грамоты, дипломы, благодарности;

- организация экскурсионных поездок, выделение билетов на культурно-массовые мероприятия.

Социокультурная среда университета обеспечивает условия для профессионального становления магистра, социального, гражданского и нравственного роста, норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта в общежитии, отношений к будущей профессии, формирует мотивацию учебной деятельности.

 

Связь с предприятиями, на которых работают выпускники кафедры

 

На кафедре «Информационно-управляющая техника и технологии» регулярно проводятся научно-производственные практики студентов на предприятиях: ТЭЦ, Казанские электрические сети, Энергосбыт и др. на основании договоров, составленных между руководством КГЭУ и руководством баз практик.

Многокомпонентная цель взаимодействия кафедры с вышеперечисленными организациями заключается:

- в привлечении к учебному процессу ведущих специалистов данных предприятий;

- в укреплении научно-производственных связей, создании опытной базы для научных исследований ;

- создании базы для прохождения стажировок преподавателями кафедры;

- создании базы для выполнении  магистерских диссертаций.

 

У кафедры существует положительный опыт выполнения магистерских диссертаций с привлечением специалистов из вышеуказанных организаций (практика выездных защит магистерских диссертаций на предприятиях). Рецензентами также часто выступают сотрудники организаций энергетического профиля и других отраслей промышленности.

Преподаватели кафедры в свою очередь знакомятся с задачами и проблемами данных предприятий, знакомятся с современными научными и техническими достижениями в информационно-измерительной технике и технологиях.