Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Профиль: Электрический транспорт

Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров

 

13.03.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

 

Направленность (профиль) «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ»

 

Нормативные сроки получения образования

очная форма обучения – 4 года (бюджетных мест - 25),

заочная форма обучения – 4 года 11 месяцев (бюджетных мест - 5).

 

 

Кафедра «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС)

Телефон: +7 (843) 519-43-54

Заведующий кафедрой – Павлов Павел Павлович

E-mail: kgeu-et@yandex.ru

 

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Поэтому, специалисты в транспортной сфере с каждым годом становятся все более востребованными.

Значительно возросла системообразующая роль транспорта и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Электрический транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров, в связи с ростом подвижности населения. Начиная с 2015 года рост городских транспортных услуг в среднем в год составлял для пассажирских перевозок в 6,7 %.

В условиях быстрого развития и совершенствования городского электрического транспорта решающую роль играет подготовка квалифицированных кадров в области электромеханики, способных в короткие сроки освоить сложное электрооборудование электроподвижного состава, научиться понимать взаимодействие его элементов и поддерживать необходимый уровень технической готовности при эксплуатации.

Подготовка по направлению «Электрический транспорт» предполагает использование выпускника кафедры в качестве специалиста в области электромеханики, обладающего компетенциями в сфере в сфере проектирования и эксплуатации электротехнического оборудования электрического городского транспорта, магистрального, высокоскоростного электрического транспорта, гибридных автомобилей, электромобилей, также как специалиста, решающего вопросы электроснабжения объектов электрического транспорта.

Основные области деятельности инженера-электромеханика – проектирование, внедрение, изготовление, эксплуатация и ремонт электроподвижного состава городского электрического транспорта, в частности - генераторов, трансформаторов, электрических аппаратов и приборов, силовых электронных узлов. Большое преимущество профиля «Электрический транспорт» - это его универсальность, поскольку наши специалисты могут работать не только на должности электромеханика, но и по смежным – инженер-механик, инженер-электрик. Это особенно важно в современной обстановке, когда часто возникает потребность перепрофилирования специалистов в связи с кризисными явлениями, либо изменением потребностей промышленных предприятий. Выпускники профиля могут работать:

- на предприятиях городского электрического транспорта: троллейбусное, трамвайное депо, депо метрополитена;

- в ремонтных и эксплуатационных подразделениях железнодорожного транспорта;

- в автотранспортных и авторемонтных предприятиях;

- на электромашиностроительных заводах, выпускающих электрические машины;

- в электроцехах предприятий промышленности и сельского хозяйства;

- на электростанциях, в электроэнергетических сетях;

- на предприятиях по ремонту, обслуживанию и продаже бытовой и промышленной электроаппаратуры;

- в должностях энергетиков промышленных предприятий, а также менеджерами, инженерами-конструкторами, технологами на электромашиностроительных предприятиях, начальниками цехов и отделов.

Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата «Электрический транспорт» реализуется ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ), разработана выпускающей кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную КГЭУ с учетом требований рынка труда, на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО 3++), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров «Электрический транспорт» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов области электромеханики.

Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования, а также совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по указанному профилю подготовки «Электрический транспорт» являются: электрический транспорт, системы энергообеспечения предприятий и объектов транспортной системы, электрическое оборудование и электрические сети транспортной инфраструктуры, электрический подвижной состав городского электрического транспорта (ГЭТ), тяговые подстанции и системы электроснабжения ГЭТ, электромобили, гибридные автомобили, электробусы, скоростной трамвай, скоростные виды транспорта с магнитной подвеской, высокоскоростной железнодорожный транспорт.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавры по программе «Электрический транспорт» подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности на предприятиях:

- проектная;

- эксплуатационная.

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация выпускника бакалавриата КГЭУ является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объёме и проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится выпускник.

При выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работе приведены в оценочных средствах государственной итоговой аттестации по данной программе.

 

ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

 

 

Руководитель программы бакалавриата:

Хизбуллин Роберт Накибович,

кафедра «Электротехнические комплексы и системы»,

 кандидат технических наук, доцент.

 

 

Высокие темпы урбанизации городов определяют необходимость соответствующих вложений во внутригородской электрический транспорт. Ни один город не может расти быстрее, чем его транспорт. С ростом городов по численности населения и территории в геометрической прогрессии возрастает объем работы городского электрического транспорта, как наиболее экологического вида транспорта, - так как вместе с увеличением количества населения растет и его подвижность. Исходя из этой большой важности решения задачи роль специалистов по обслуживанию городского электротранспорта на современный момент просто огромна.

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Организация городских скоростных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на электрический транспорт дополнительный пассажиропоток с автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.

Современный тяговый электроподвижной состав представляет комплекс сложнейших узлов и компонентов, непрерывно взаимодействующих между собой – механическая часть подвижного состава (тяговые передачи, рессорное подвешивание, кузова, тележки, колёсные пары), электрооборудование (силовые и низковольтные электроаппараты, тяговые электрические машины и вспомогательные машины, используемые для обеспечения функционирования всех систем локомотивов), статические полупроводниковые преобразователи энергии (выпрямители, инверторы, прерыватели), энергетические установки автономных локомотивов и системы охлаждения, цифровые микропроцессорные системы управления и диагностики локомотивов.

Выпускающая кафедра «Электротехнические комплексы и системы» обладает современной учебной и лабораторной базой. Эффективному освоению навыков и умений, а также получению профессиональных компетенции способствуют: высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры имеющий, по большей части учёную степень кандидата или доктора наук, лаборатории кафедры, оснащенные современной вычислительной техникой с выходом в интернет. Предусмотренные учебным планом практики организуются на ведущих предприятиях ОАО «РЖД», МУП «Метроэлектротранс» г. Казани.

Подготовка специалистов в области электрического транспорта на базе энергетического университета дает наиболее глубокую подготовку в области энергетики. Студенты изучают не только аспекты передачи электроэнергии, но также получают знания по основам технологии производства тепловой и электрической энергии, получают знания по современным основам технологии производства, эксплуатации и обслуживанию электроподвижного состава.

В процессе обучения студенты получают фундаментально образование по математике, информатике, математическому моделированию, прикладному и системному программированию, компьютерному делопроизводству и компьютерной графике, по применению прикладных программ (Matlab, MathCAD, Mathematica, LabView, Statistica и др.) и баз данных для решения инженерных задач, а также по интеллектуальным системам, информационным технологиям, включая интернет-технологии.

Научно-исследовательская работа кафедры развивается по следующим направлениям:

 показатели качества электрической энергии;

 разработка светотехники для электроподвижного состава городского электрического транспорта;

 разработка оптико-электронных устройств и приборов медико-биологического назначения;

 разработка высокомоментных двигателей для подвижного состава;

 разработка гибридного привода для автомобильного транспорта;

 разработка многоимпульсных выпрямительных установок для железнодорожного транспорта;

 надежность аппаратуры управления сложных технических систем;

 восстановление, ремонт и диагностирование приборов и аппаратуры;

 прогнозирование технического состояния приборов и аппаратуры

 повышение надежности и экономичности тягового электродвигателя городского электрического транспорта.

Основными местами трудоустройства выпускников являются структурные подразделения ОАО «РЖД», МУП «Метроэлектротранс» г. Казани,  а также предприятия городского электрического транспорта Приволжского Федерального Округа, высокоскоростного наземного железнодорожного транспорта, предприятия по производству и ремонту электротранспорта, электротехнического оборудования.

ВЫПУСКНИКИ

 

 

Толстов Алексей Александрович, окончил магистратуру каф.ЭТКС

Место работы: Главный инженер Трамвайного депо №1 МУП «Метроэлектротранс»

 

 

Фам Ань Ву

Окончил магистратуру кафедры ЭТКС, 2009 год

Место работы: начальник отдела организации движения, Управлении городского электрического транспорта г. Хошимин, республика Вьетнам.

 

ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Лучшие студенты программы «Электрический транспорт»

 

Получатели повышенной государственной стипендии Правительства РФ (2018):

1. Пасечник С.В. гр. ЭМЖм-1-16;

2. Галлиулин Д.Р. гр. ЭМЖм-1-16;

3. Гараева А.Р. гр. ЭМЖм-1-16;

4. Соловьева С.И  гр.ЭМЖм-1-17.

 

Получатели повышенной государственной академической стипендии (2018/2019)

За высокую успеваемость:

Сидорова А.А. ЭМЖм-1-18;

Мукимов А.Х. ЭМЖм-1-18.

 

Победители всероссийской студенческой олимпиады по дисциплине «Электротехника» г. Тюмень

2 место

 Мукимов А.Х., Сидорова А.А.

Студеныт 1 года обучения ОП «Эксплуатация высокоскоростного электроподвижного состава»

Научный руководитель: Павлов Павел Павлович

 

   

 

ПАРТНЕРЫ

 

Зарубежные и российские партнеры

 

Для студентов старших курсов магистратуры действует система поддержки академической мобильности. Магистранты получают возможность пройти одну или несколько стажировок в ведущих университетах России и мира на период  до одного года.

Кафедра имеет прочно налаженные связи со следующими университетами:

 Vysoké učení technické v Brně (Чехия),

 Ho Chi Minh city university of transport (Вьетнам),

 Technical University of Sofia (Болгария),

 НГТУ (Новосибирск),

 НИУ МЭИ (ТУ) (Москва),

 ПГУПС Императора Александра I (Санкт Петербург).

 

Базы прохождения практик

 

Кафедра имеет многолетние устойчивые научно-технические связи  со многими научными коллективами, промышленными предприятиями и коммерческими фирмами транспортной отрасли. Магистранты проходят научно-производственную практику на таких организациях как:

 предприятия городского электрического транспорта

 (Казань, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Москва);

 производственные предприятия;

 подразделения ОАО «Российские железные дороги»

 (Эксплуатационное вагонное депо «Юдино», Моторвагонное депо «Казань»);

 (ПАО «Камаз», ЗАО «Акку-фертриб», ГК «Татэлектромаш», ООО «Феникс Контакт РУС»).

 

В целях повышение качества подготовки бакалавров путем усиления практической направленности образовательного процесса, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения, повышения уровня прикладной направленности научных исследований, внедрения результатов исследований в производство, профессиональной адаптации обучающихся, развития у них творческого, гибкого и адаптивного мышления, необходимого для эффективной работы на предприятиях энергетической отрасли при МУП «Метроэлектротранс» создана базовая кафедра «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта», являющаяся интегрированной образовательной структурой ФГБОУ ВО «КГЭУ».

Основными задачами базовой кафедры «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта» является организация и проведение всех видов практик студентов в МУП «Метроэлектротранс» с использованием технологических возможностей МУП «Метроэлектротранс», а именно:

- руководство дипломными проектами (работами) студентов,

- руководство учебно-исследовательской работой студентов,

- проведение циклов лабораторных работ,

- проведение мастер-классов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку и специализацию по профилю отрасли и предприятия,

- руководство подготовкой диссертационных работ на соискание ученых степеней соответствующего профиля аспирантами КГЭУ.

 

 

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

 

Цель программы бакалавриата «Электрический транспорт»: формирование у студента общекультурных и общепрофессиональных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, и профессиональных компетенций для видов деятельности: проектная и эксплуатационная в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

Специальные дисциплины, которые изучаются по направлению подготовки «Электрический транспорт»: основы электрического транспорта, системы электроснабжения электрического транспорта, конструкция и расчет электрического транспорта, силовые преобразователи электрического транспорта, проектирование электрооборудования электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта, теория электрической тяги и тяговые расчеты, техническая диагностика, обслуживания и ремонт электроподвижного состава, теория и техника эксперимента в электротранспортных системах, организация управления транспортным предприятием, интеллектуальные транспортные системы, эксплуатация тяговых подстанций и контактных сетей ГЭТ, эксплуатационная надежность электроподвижного состава.

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в виде выпускной квалификационной работы в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится бакалавр.

При реализации ООП бакалавриата используются специальные помещения, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, дипломного и курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ИСУ «КГЭУ».

 

ДИСЦИПЛИНЫ:

Профиля "Электрический транспорт"

 

Обязательная (базовая) часть:

• Философия

• История (История России, Всеобщая история)

• Правоведение

• Экономика

• Экология

• Менеджмент

• Технологии самообразования и самоорганизации

• Иностранный язык

• Русский язык и культура речи

• Безопасность жизнедеятельности

• Электробезопасность и охрана труда

• Физическая культура и спорт

• Высшая математика

• Специальные разделы математики

• Методы моделирования и исследования•

• Физика

• Химия

• Информационные и компьютерные технологии•

• Инженерное геометрическое моделирование

• Теоретическая механика

• Прикладная механика

• Материаловедение

• Электротехническое и конструкционное материаловедение

• Метрология, стандартизация  и сертификация

• Технические измерения

• Теоретические основы электротехники

• Электрические цепи и электротехнические устройства

• Теоретические основы теплотехники

• Тепловая и ядерная энергетика

• Энергетические машины, аппараты и установки

• Современные способы производства электроэнергии

• Электрический привод

• Электрические машины

• Электрооборудование промышленности

• Силовая электроника

• Электрические и электронные аппараты

• Системы автоматического регулирования и управления

• Общая энергетика

Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений:

• Основы электрического транспорта

• Системы электроснабжения электрического транспорта и расчет электрического транспорта

• Силовые преобразователи электрического транспорта

• Проектирование электрооборудования электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта

• Теория электрической тяги и тяговые расчеты

• Техническая диагностика, обслуживания и ремонт электроподвижного состава

• Теория и техника эксперимента в электротранспортных системах

• Организация управления транспортным предприятием

• Интеллектуальные транспортные системы

• Эксплуатация тяговых подстанций и контактных сетей ГЭТ

• Эксплуатационная надежность электроподвижного состава

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

 

ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» для уровня высшего образования - магистратура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1500; http://fgosvo.ru/Elektroenergetika.pdf

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;

- нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» https://kgeu.ru/Document/GetDocument/66311e75-61af-4415-a109-5688ccc09cc9;

- локальные акты ФГБОУ ВО «КГЭУ».

- Лицензия https://kgeu.ru/Document/GetDocument/70f932d7-a2bd-487a-acd4-d0088eeb07c6;

- Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b639b3f9-f21d-4c84-8fcd-dab6228ffb2e;

- Правила приема в магистратуру на 2019-2020 учебный год https://kgeu.ru/Document/GetDocument/99cc9aaa-caf0-4329-9510-bbdf8945080b;

- Учебный план https://kgeu.ru/Sveden/OpInfo10?year=2018.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации магистерской по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» обеспечивается:

- индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам «Лань», «НЭЛБУК», «Айбукс», к электронной информационно-образовательной среде ИСУ «КГЭУ», к модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде LMS Moodle. Электронно-библиотечная система, электронная информационно-образовательная среда, объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. ИСУ «КГЭУ» и LMS Moodle обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». ЭБС и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры;

- комплектом лицензионного программного обеспечения, представленным в ИСУ «КГЭУ»;

- доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин (модулей).